Госзакупки за миллиард не обсуждаются!

Государственная ассоциация институтов закупок подвела итоги мониторинга сверхдорогих госзакупок (ценой выше 1 миллиардов рублей любая) за первую половину 2014 года.

В связи с внедрением Контрактной системы процедура публичного обсуждения закупок перетерпела значительные конфигурации. С 2014 года она делится на два шага. Поначалу закупка дискуссируется на стадии ее планирования, т.е. размещения в плане-графике заказчика. Потом закупка проходит эту функцию уже конкретно на шаге размещения.

За первую половину 2014 года на форуме официального веб-сайта для публичного обсуждения было расположено 138 сверхдорогих закупок на общую сумму около 360 миллиардов. рублей. Из их 79 прошли обсуждение на стадии планирования, а 59 – на обеих стадиях: и планирования, и размещения.

Публичное обсуждение на шаге планирования закупок

Мониторинг планов-графиков закупок показал, что в 40% случаев заказчики не указывают в плане-графике информацию о проведении неотклонимого публичного обсуждения закупок. Сейчас это основной вид нарушений, связанный с публичным обсуждением закупок на шаге планирования. Он может привести к тому, что такие закупки останутся без подабающего внимания общественности.

Самым показательным месяцем стал январь 2014 года, когда на официальном веб-сайте было размещено 7 планов-графиков, 5 из которых размещены Министерством строительного комплекса Столичной области. Во всех 5 случаях заказчик не расположил информацию об неотклонимом обсуждении будущей закупки. После получения замечаний от профессионалов на очном шаге обсуждения заказчик занес конфигурации в планы-графики.

Обсуждение сверхдорогих закупок

За 6 месяцев 2014 года заказчиками были расположены уведомления и документация по 59 сверхдорогим закупкам. В 16 из их (27% от общего числа) специалисты НАИЗ нашли признаки того либо другого ограничения конкуренции.

Самые пользующиеся популярностью из их:

- Лишниие требования к наличию лицензий.

Пример: в заказе (закупка №0373100115114000040) на реконструкцию объекта культурного наследства в Москве заказчик добивался от возможных поставщиков наличие лицензий на строительство авто дорог и аэропортов.

- Отсутствие нужной документации.

К примеру, Министерство конкурентноспособной политики Калужской области (закупка №0137200001214005233) в заказе на строительство перинатального центра не опубликовало проектно-сметную документацию, которая нужна возможному подрядчику для того, чтоб высчитать себестоимость проекта.

Заказчики, игнорирующие общественность

В целом, специалисты НАИЗ отмечают положительную тенденцию в поведении заказчиков – они стали интенсивно реагировать на публичный контроль, что сделало вероятным диалог меж общественностью и госзаказчиками.

Но с начала года на официальном веб-сайте были расположены 12 сверхдорогих закупок без проведения неотклонимого публичного обсуждения на сумму 50,8 миллиардов. рублей. Две из их были проведены в рамках размещения гособоронзаказа и потому не подлежали публичному обсуждения. Другие 10 отказались от обсуждения в нарушение норм закона 44-ФЗ. Согласно закону, закупки, подлежащие неотклонимому публичному дискуссии, не могут быть осуществлены без проведения такового обсуждения.

Специалисты НАИЗ пробовали направить внимание заказчиков на данное нарушение. На воззвание отреагировали Департамент городка Москвы по конкурентноспособной политике (пообещал разобраться в данной ситуации), Департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края (отменил функцию и расположил ее повторно) и Комитет по муниципальному заказу городка Санкт-Петербурга (растолковал нарушение сбоем в работе официального веб-сайта), другие проигнорировали замечания профессионалов.

Более большие закупки, по которым заказчики не провели непременное публичное обсуждение:

– Приобретение коммунальной техники в лизинг на сумму 12,6 миллиардов. рублей для г. Москвы. Заказчик: Департамент городка Москвы по конкурентноспособной политике, электрический аукцион №0173200001414000609.

– Строительство Перинатального центра в г. Челябинске ценой 2,3 миллиардов. рублей. Заказчик: Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, закупка №0169200001114000029.

В случае с Челябинском специалисты НАИЗ были обязаны обратиться в контролирующие органы, т.к. заказчик допустил целый ряд грубых нарушений и проигнорировал замечания публичных контролеров:

- Заказчик не проводил публичное обсуждение ни на стадии планирования, ни на стадии проведения закупки (нарушение статьи 112 44-ФЗ).

- Заказчик ошибочно избрал функцию размещения заказа – «конкурс с ограниченным ролью», который применяется исключительно в ограниченном списке случаев (нарушение части 2 статьи 56 44-ФЗ).

- При обосновании исходной (наибольшей) цены договора заказчик не использовал проектно-сметный способ, который нужно использовать для строй заказов (нарушение пт 1 части 9 статьи 22 44-ФЗ).

Такие деяния позволяют заказчику не только лишь завышать цена строительства, да и отклонять неугодных возможных подрядчиков. Они приводят к существенному ограничению конкуренции при размещении заказа.

В итоге Федеральная антимонопольная служба вынесла постановление об отмене данной закупки и установила срок отмены процедуры. По состоянию на начало июля Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области не только лишь не отменило закупку, но даже избрало фаворита.

Подобные нарушения допустил Департамент муниципального заказа Краснодарского края во время размещения заказа №0318200063914002220 на строительство перинатального центра в г.Сочи. Но заказчик после замечаний со стороны профессионалов НАИЗ признал, что на официальном веб-сайте была расположена неправильная информация, но связал это с неуввязками в работе самого веб-сайта. В конечном итоге процедура была приостановлена и завершена не будет.

О полезности конкуренции

В конечном итоге за первую половину года было заключено 34 сверхдорогих договоров (из 138 размещенных на официальном веб-сайте) на общую сумму 110,9 миллиардов. рублей.

Экономия на торгах составила порядка 995,8 млн. рублей либо 0,8%. Самое большое понижение было в 2-ух случаях (закупки №0173100007914000013 и №0122200002514001268), когда при проведении процедур была конкурентность. В размещении закупок приняли роль 2-3 возможных поставщика. В итоге вышло приметное понижение цены на 5-6%. В других случаях в процессе размещения заказа учавствовал только один возможный поставщик, падение в стоимости было наименьшим.

«Правильное оформление закупочной документации, отсутствие в ней признаков безосновательного ограничения конкуренции позволяют существенно сберегать экономные средства за счет вербования конкурирующих меж собой поставщиков, – откомментировал итоги мониторинга исполнительный директор НАИЗ Жора Сухадольский. – Конкретно на достижение такового эффекта нацелена работа публичных контролеров, которые достигают очень вероятного уровня действенной конкуренции при размещении муниципального заказа».

Фильтр угольный MAUNFELD CF150С для вытяжек Tower

Фильтр угольный CF150С является главным элементом кухонных вытяжных устройств марки Tower, которые обеспечивают эффективную чистку воздуха в помещении от дыма, пара и противных запахов. Снутри фильтра находится впитывающий компонент, который отлично впитывает и накрепко держит внутри себя вредные вещества.

Особенности товара

Рекомендованный период использования фильтра указан в аннотации к вытяжке.