Картели – это вечное зло, но ФАС будет с ними бороться

За 2018 год возбуждено 26 дел об антиконкурентных соглашениях при строительстве и ремонте построек, также при строительстве и обслуживании дорог

Раз в год строительной отрасли наносится вред, исчисляемый суммами со обилием нулей. Нарушения, хищения, сговоры – все это сказывается и на качестве, и на цены строительства. О картелях и других антиконкурентных соглашениях в строительной сфере ведает Тахир Эдуардович Щерба – заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС Рф.

- Картель – это очень опасное для экономики явление, которое зависимо от последствий может быть признано административным правонарушением или уголовно-наказуемым деянием.

Их опасность заключается в нескольких факторах. Во-1-х – высочайшая латентность картелей. Честные участники рынка либо потребители могут не догадываться, что против их либо за их счет действует картель.

Во-2-х – негативное воздействие на экономику от реализации картеля. С одной стороны, тут очень томные экономические последствия в виде отсутствия ценовой конкуренции и рост цен на товарных рынках, поддержание цен на торгах, устранение с рынка соперников и пр. С другой – понимание и внедрение картелем собственной рыночной власти. Это позволяет очень не хлопотать о качестве поставляемых продуктов, работ и услуг либо не растрачивать средства на улучшение производства. Кандидатуры у покупателей все равно нет.

Ввиду того, что картель – это соглашение меж хозяйствующими субъектами-конкурентами, то такое явление может встречаться в всех конкурентных сферах экономики.

По данным мониторинга за 1-ое полугодие 2018 г., наибольшее число картелей и других антиконкурентных соглашений ФАС Рф выявляется в сферах поставок фармацевтических препаратов и мед изделий (25,17%), в строительстве (23,07%) и при поставках товаров питания (13,12%).

Рассредотачивание нарушений статей 11, 16, п.1 ч.1 ст. 17 Закона о защите конкуренции по сферам экономической деятельности в первом полугодии 2018 г.

Раз в год ФАС Рф выявляются сотки картелей и других антиконкурентных соглашений. В 2017 г. возбуждено 675 таких дел, из их 360 – о картелях, что на 8% больше, чем в 2016 г. – тогда было 334 дела. При всем этом более 85% дел по картелям – сговоры на торгах – таких 310 дел, что практически на 3% больше, чем в 2016 г. – насчитывалось 300 дел.

Одно из приоритетных направлений деятельности ФАС Рф – выявление и пресечение картелей в сфере строительства.

Беря во внимание стратегическую значимость обозначенной отрасли, решением Коллегии ФАС Рф от 1 марта 2017 г. перед ФАС Рф поставлена задачка по декартелизации сферы строительства, в том числе дорожного содержания и ремонта дорог.

21 декабря прошедшего года подписан Указ Президента РФ «Об главных направлениях госполитики по развитию конкуренции», которым утверждается «Государственный план развития конкуренции в Русской Федерации на 2018-2020 гг.». Посреди иных мер, направленных на противодействие картелям, отдельным пт предусмотрена работа по декартелизации сферы дорожного строительства, в том числе при осуществлении муниципальных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства.

Строительство – фаворит. Но непонятный

Если гласить о статистике по делам об антиконкурентных соглашениях в сфере строительства за восемь месяцев текущего года, то она смотрится последующим образом: антиконкурентные соглашения выявлены на местности 18 регионов; признаки сговоров на торгах выявлены при проведении 80 открытых аукционов в электрической форме; сумма общих исходных (наибольших) цен договоров – более 33 миллиардов руб.; возбуждено 26 дел об антиконкурентных соглашениях при выполнении строй, ремонтных работ построек и сооружений, также при строительстве и обслуживании дорог.

Таким макаром, с 2016 г. ФАС Рф возбуждено 190 дел об антиконкурентных соглашениях при проведении более 600 конкурентных процедур на общую сумму более 132 миллиардов руб. При этом нарушения выявлены на местности 64 регионов.

Работа по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений в сфере строительства в разрезе по субъектам РФ (2016 – I полугодие 2018).

ФАС Рф и ее территориальные органы располагают довольно широкой практикой по выявлению и пресечению картелей и других антиконкурентных соглашений в сфере строительства. Предлагаю разглядеть некие из таких примеров.

Аэропорты. Реконструкция, строительство ВПП.

В июле текущего года ФАС Рф принято решение о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Трансстроймеханизация» и ЗАО «Трест Камдорстрой».

Поддержание цен на торгах производилось участниками картеля при проведении конкурсов на II очередь реконструкции аэропорта «Шереметьево», II шаг строительства аэропорта Нижнего Новгорода, реконструкцию аэропортового комплекса «Новый» в Хабаровске, на покрытие взлетно-посадочной полосы с подменой светосигнального оборудования в аэропорту Воронежа, аэропортового комплекса Волгограда, модернизацию воздушной гавани Южно-Сахалинска. Общая сумма конкурсов составила 24,7 миллиардов руб.

Конкурсы проходили по заблаговременно обсужденному сценарию с ролью всего 2-ух компаний с малозначительным понижением цены договора. Также зафиксированы переводы денег меж участниками торгов в размере сумм обеспечения заявок и многократное направление конкурсных заявок друг дружке в электрическом виде до момента окончания подачи заявок.

Обе компании пользовались программкой смягчения ответственности и признались в организации и участии в картельном сговоре.

Дороги Владивостока.

12 октября 2015 г. Приморским УФАС Рф принято решение в отношении Администрации городка Владивостока, Управления дорог и благоустройства городка Владивостока, МУПВ «Дороги Владивостока», ООО «Востокцемент» о признании нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения при проведении аукционов на рынках услуг в сфере дорожной деятельности и благоустройства городка Владивостока.

С 2011 г. по июль 2015 г. Управлением дорог и благоустройства городка Владивостока по результатам торгов в сфере дорожной деятельности и благоустройства городка было заключено договоров на сумму выше 8,95 миллиардов руб., 79,8% от которой – выше 7,14 миллиардов руб. пришлось на МУПВ «Дороги Владивостока».

Решение Приморского УФАС Рф ориентировано в СУ СК Рф по Приморскому краю. СУ СК Рф по Приморскому краю была проведена доследственная проверка, по результатам которой в декабре 2015 г. материалы переданы в Следственный комитет Рф для принятия решения.

Следственным комитетом Рф возбуждено уголовное дело в отношении главы городка Владивостока Игоря Пушкарева и директора МУПВ «Дороги Владивостока» Андрея Лушникова. Они подозреваются в совершении злодеяний, предусмотренных ч. 3 ст. 285, п. «а» ч. 2 ст. 204, ч. 3 ст. 204 УК РФ – злоупотребление должностными возможностями, коммерческий подкуп.

В октябре 2017 г. уголовное дело с обвинительным заключением ориентировано в трибунал. С февраля 2018 г. трибунал приступил к рассмотрению дела по существу.

Пермь. Строительство авто дороги Обход г. Чусового.

В апреле 2016 г. Пермским УФАС Рф принято решение по делу о нарушении ООО «Мостострой-12» и ООО «Уренгойдорстрой» п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции. Основанием для возбуждения данного дела послужило заявление ЗАО «Уралмостострой».

Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения при проведении торгов на строительство авто дороги Обход г. Чусового на общую сумму 1 944 487 920,00 руб.

Арбитражный трибунал городка Москвы поддержал и признал стопроцентно легитимными решение и предписание Пермского УФАС Рф по делу о «чусовском» картеле. ООО «Уренгойдорстрой» и ООО «Мостострой-12» оштрафованы на 11,7 млн руб. каждый.

Москва. Строительство жд пути для нужд Министерства обороны Русской Федерации.

27 декабря 2017 г. Столичным УФАС Рф принято решение о нарушении ООО «Партнерство», ООО «Правда», ООО «ДорРем» п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в заключении антиконкурентного соглашения при проведении торгов на ремонтно–строй работы жд пути для нужд Министерства обороны Русской Федерации на общую сумму 530 млн руб.

При рассмотрении антимонопольного дела все компании признали роль в картеле. На участников картеля наложено штрафов на общую сумму более 13 млн руб.

Решение антимонопольного органа в суде не обжаловалось.

Федеральные дороги.

С 2014 г. по 2017 г. региональными и федеральными заказчиками ФКУ УПРДОР «Наша родина», ФКУ УПРДОР «КОЛА», ФКУ УПРДОР МОСКВА-БОБРУЙСК и др. проведены торги, конкурсы и аукционы для заключения муниципальных договоров по реконструкции, строительству и серьезному ремонту авто дорог общего использования в большей степени федерального и регионального значения.

Установлено, что в этот период 44 закупочные процедуры на сумму более 34 миллиардов руб. завершились без какого-нибудь соперничества меж их участниками в итоге деятельности картеля: понижение исходной (наибольшей) цены договора на 1%.

В декабре 2017 г. ФАС Рф принято решение о наличии нарушения ООО «Технострой», ООО «СУ № 908» и ООО ДК «Автодор» п. 2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении антиконкурентного соглашения направленного на поддержание цен на торгах.

Комиссией ФАС Рф было установлено, что хозяйствующие субъекты – соперники заключили антиконкурентное соглашение, заблаговременно определяли меж собой фаворитов, создавая, в том числе видимость конкуренции и отрешались от роли в закупочных процедурах, обеспечивая тем заключение муниципальных договоров по исходной (наибольшей) стоимости.

Посреди предметов закупок значились участки дорог федерального значения, проходящие на территориях таких субъектов РФ, как: Новгородская, Мурманская, Псковская, Брянская, Тверская, Калужская Столичная, Тульская области и Республике Карелия.

Пенза.

Пензенским УФАС Рф принято решение в отношении ООО «ССК «ДорМостАэро», ООО «Волга-Проект», ООО НПО «Авангард» о нарушении п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции при участии в 14 открытых аукционах в электрической форме на проведение ремонтных работ авто дорог в Пензенской области на общую сумму НМЦК более 1 миллиардов руб.

При рассмотрении антимонопольного дела две компании признали роль в картеле. На 1-го из участников картеля наложен штраф на сумму 4,7 млн руб.

В марте 2018 г. СЧ СУ УМВД Рф по Пензенской области возбуждено уголовное дело по признакам злодеяния предусмотренного пт «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

Дагестан.

В июле текущего года по результатам совместных проверок антимонопольных и правоохранительных органов ФАС Рф возбуждено дело о сговоре на торгах в отношении АО «Мостоотряд-99», ООО «Дорстройотряд-99», ООО НПО «Дормост», ООО «Бурбау», ООО «ИПТС-«Транспроект».

Обозначенные компании подозреваются в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, которое привело к поддержанию цен на торгах на строительство, ремонт и содержание дорог на местности Дагестана. Общая сумма договоров, заключенных с участниками картеля, превосходит 17 миллиардов руб.

В августе СУ МВД по Республике Дагестан возбуждено уголовное дело по признакам злодеяния предусмотренного пт «а», «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

Украшение ёлочное «Милиция»

Украшение «Милиция» сделано из стекла и по стилю близко к старенькым ёлочным игрушкам — броским, непохожим друг на друга, увлекательным. Такая фигура напомнит взрослым о времени, когда зимние празднички были заполнены чувством реального волшебства, и поможет передать добрые семейные традиции детям.

Украшение разноцветное. Создано для использования снутри помещения и на улице. Размер игрушки — 11 см.